30 Июнь 2008

Аналогичны вошедшим в обиход

Аналогичны вошедшим в обиход в западном мире начиная с VI века, поэтому мы будем пользоваться для их описания общепринятой терминологией. Имеющиеся в нашем распоряжении образцы ханьского текстиля в основном изготавливали в северо западных районах империи. Предметом исследований ученых стали куски тканей или одежда, обнаруженные среди руин тех самых сторожевых башен и крепостей, в которых нашли фрагменты письменных донесений, составленных примерно между 100 годом до н. э. и 100 годом н. э. Другие похожие образцы обнаружили в поселениях, расположившихся гораздо дальше на востоке, на пути, связывавшем Китай со Средней Азией. Там нашли только несколько образцов целых предметов одежды. Промышленный шелк стоил дорого, скорее всего, одежду носили до тех пор, пока она просто не рассыпалась, и тогда ее выбрасывали как ненужный хлам. Благодаря искусству портных, умело ремонтирующих ее лоскутками, одежду удавалось носить в течение длительного времени. Найденные фрагменты можно идентифицировать как воротники и рукава, штанины, кушаки и обувь. Только два куска определяются с абсолютной точностью. Они состоят из воротника женского платья, изготовленного из двух отрезков красного шелка, скрепленных в месте воротника с помощью шнурка. Коробочка для иголок изготовлена из пяти разных кусков цветного шелка: виноградно-красного, темно-синего и оттенков голубого и зеленого. Размеры игольницы 10,5 х 8 сантиметров, в ней сохранились две железные иголки, которые,.

28 Июнь 2008

Вероятно, когда-то были позолоченными.

Вероятно, когда-то были позолоченными. Более прочные одежды носили служащие. Наружный слой их одежды изготавливали из качественного одноцветного шелка, а подкладку из прочного материала натуральных цветов. Чтобы одежда сохраняла форму, а материя прочность, между слоями шелка прокладывали слой ткани из растительного волокна, иногда для утепления — шелковый ватин. Все слои простегивали и сшивали один с другим, швы тщательно обрабатывали мелкими стежками. Застежками служили крючки и пуговицы или две ленты. На основании нескольких сохранившихся фрагментов можно вычислить и размеры шелковых тюков. К счастью, сохранился даже целый рулон, случайно потерянный на «шелковом пути», проходившем по Средней Азии. Непрокрашенные куски делались с кромкой, которая шла по обоим краям, их ширина составляла от 45 до 50 сантиметров (то есть около двух ханьских футов). На одном куске, предположительно изготовленном в Западном Китае (современный Шандунь) специально на экспорт примерно в 90 году, приводится следующий артикул: ширина 2,2 фута, длина 40 футов, вес 25 лянов, стоимость 618 монет. Иначе говоря, ширина составляла 50 сантиметров, длина 9,2 метра, вес 380 граммов. Денежную стоимость рулона можно сравнить с месячным жалованьем чиновников, служивших на северо-западе. Цену можно установить по зафиксированному выплаченному налогу, составлявшему от 360 до 30 000 монет. Нам известен по крайней мере один случай, когда офицер получил месячное жалованье в 900.

26 Июнь 2008

Монет, фактически выплаченное двумя

Монет, фактически выплаченное двумя рулонами шелка. Плотность ткани менялась в широких пределах, от минимального количества в 16—20 нитей на сантиметр до 140—200 нитей, составлявших максимальное коли чество. Существовали различные типы материй, например тафта, в которой было множество видов плетений, а также репс. В последнем случае нити основы были в два раза толще, чем нити утка. Известны и газ, и креп, и дамаскин — узорчатая ткань, отчасти походившая на современную бязь. Очевидна некоторая связь между качеством материала и его использованием. Так, нам известно об особенно модном красном шелке, который шел на изготовление верха мужской одежды. Он контрастировал с прекрасной тафтой, обычно использовавшейся для изготовления праздничных дамских платьев. В богатом словаре современных ханьских текстов сообщается об огромном разнообразии материалов, доступных состоятельным людям. Они могли выбрать ослепительный белый или многоцветные материалы или одежды с вышивкой золотом. Отмечаются различия между тканями, изготовлявшимися на востоке и на западе, а также в дворцовых или домашних мастерских. Встречались и производства в современном понимании этого понятия. Иногда шелк использовался вместе с растительными волокнами. Китайцы тогда еще не использовали хлопок, традиционными материалами оставались конопля и крапива. Ткани, изготовленные из крапивного волокна, оказывались значительно мягче и теплее тех, что получались из конопли. По фактуре они напоминали современное полотно и в основном использовались.

24 Июнь 2008

Для изготовления белья. В

Для изготовления белья. В Китае не было развитого производства шерстяных тканей, однако нам известно, что и на западе, и в прибрежных районах юга делали прекрасные толстые ткани из растительных волокон. Сохранился также прекрасный образец комбинированного использования шелка и растительных волокон в тканой дамской обуви. Длина туфельки составляет 23 сантиметра, она сделана из многоцвет ного материала, подошва, видимо, была кожаная или войлочная, но не сохранилась. Покрывавшая пальцы верхняя часть соединялась двумя разукрашенными лентами, внутри всего изделия, вероятно, находилась подкладка из шелка. Обычно материи были одноцветными: коричневыми, голубыми, зелеными или красными, тогда как желтый шелк предназначался только для вещей императора. Самой изысканной и дорогой материей считался знаменитый «белоснежный» шелк со сверкающими нитями, выдерживавший и солнце и дождь. Встречались и многоцветные ткани, обычно из пяти цветов. Рисунок тканей ханьского периода имеет несколько особенностей. Прежде всего это линейный или геометрический орнамент, состоящий из квадратов, ромбов, прямоугольников, или бесконечно повторяющиеся шахматные фигурки. Блоки из основных рисунков нередко разделялись ломаными линиями, что позволяло разбить пространство куска на части. Использовались и кривые линии, напоминавшие росчерк пера. Орнамент сочетался с изображениями животных: чаще стилизованных изображений дракона и феникса, иногда частей драконов или лошадей, повернутых друг к другу. Обнаружен один кусок дамаскина, на котором изображен ряд рыбок. Среди других рисунков отметим.

22 Июнь 2008

Встретившуюся, правда, только на

Встретившуюся, правда, только на одном фрагменте шелка типичную ханьскую монету. Она представляла собой окружность небольшого размера с квадратным отверстием в центре. Ученые спорят о том, является ли изображение символом богатства или круглой Вселенной, охватывающей квадратную Землю. Изображения птиц или геометрические фигуры разделялись рядами параллельных линий. Скорее они символизируют принадлежность изображенных существ к разным мирам. Как и в украшении бронзовых зеркал, рисунок нередко дополнялся благими пожеланиями. Например, неоднократно встречается: «живите десять тысяч жизней», «многие лета и долгая жизнь на счастье ваших детей и внуков». Кроме узорчатых тканей, в нашем распоряжении оказались четыре ценных фрагмента тканей, отличающиеся великолепным качеством. Они вышиты мелкими стежками с использованием разноцветных шелковых нитей, иногда золотых или серебряных. Каждый из сохранившихся фрагментов уникален и отличается и орнаментом, и различным исполнением. Скорее всего, сохранившиеся кусочки когда-то были дамскими сумочками, в которых хранились зеркала. Они украшены кругами или переплетающимися узорами, возможно, рисунок был придуман самим вышивальщиком, иногда по мотивам природных узоров. Известен один образец ханьской символики, представляющий собой восьмисантиметровый квадрат красного репса, вышитый голубым, коричневым и желтыми шелками. Кусок ткани был найден на груди юной девушки, похоронен ной в полном облачении в песках Средней Азии. Ри сунок в стилизованной фор ме воспроизводит цикаду — символ возрождения. Веро ятно, семья искренне в это.

20 Июнь 2008

Верила, не могла смириться

Верила, не могла смириться с потерей. Основные центры тек стильного ремесла находи лись в Восточном Китае, где коноплю и шелк укладывали в кипы. Здесь же находились и три учреждения, отвечавшие за изготовление императорских одежд. На западе находился второй центр производства, где вначале использовалась только конопля. Отсюда изделия распространялись по торговым путям в глубину Азии вплоть до Северной Индии, где они встречаются начиная со II века до н. э. К концу ханьского периода Китай становится бесспорным лидером в производстве одежды из шелковых тканей с золотым шитьем. До времени Восточной Хани южнее реки Янцзы нам она практически неизвестна. В некоторых районах об этом производстве трудно судить, поскольку местные жители носили сандалии из рисовой соломы и редко приобретали привозную обувь. Примерно в 85 году инспектор, проводивший ревизию на территории провинции Хунань, был потрясен тем, что крестьяне предпочитают работать босиком. Хотя встречаются многочисленные упоминания о предписаниях, какую одежду следовало носить императору и его приближенным во время совершения религиозных церемоний или аудиенцией, мы не зна ем, было ли так на самом деле, ведь ни документы, ни изображения этого времени не сохранились. Для церемоний существовал особый официальный костюм причем мужчины должны были надевать определенный вид головных уборов, а женщины — украшения: серьги, подвески и декоративные заколки для волос;.

18 Июнь 2008

Шляп женщины не носили.

Шляп женщины не носили. Повседневная одежда женщин состояла из кофточки, застегивавшейся спереди или сзади, широкой юбки или штанов. Мужчины, как и прислуга, обычно носили куртки, штаны, носки и туфли или сандалии. В обеспеченных слоях общества было принято носить халаты. В холодное время надевали еще и нижнее белье. Недостаток документальных сведений не позволяет детально описать повседневную или рабочую одежду простолюдинов. До наших дней дошли прекрасные образцы работы ханьских ремесленников и художников в виде лакированных коробочек, чаш и других предметов. Благодаря высокой прочности лака, то есть застывшего и отполированного сока лаковых деревьев, росших в Западном, Северо-Западном и, возможно, Восточном Китае, они хорошо сохранялись в погребениях на протяжении двадцати веков. После собирания сок очищали от примесей и удаляли из него лишнюю влагу, а затем выдерживали в закрытой посуде, затем наносили на деревянные изделия или основу из ткани. Лаком покрывали всю поверхность изделия, после высыхания он затвердевал и приобретал водостойкость, что и позволяло ему сохраняться многие века. Поверхность изделия полировали или украшали резьбой. Инструментом служили кисть или специальный резец. Иногда на поверхности гравировали рисунок, который за тем заполняли золо том или накладкам^ из разных материалов. Ханьским ремеслен никам было хорошо известно о стойкости изделий из лака и их высоких потребитель ских и декоративных качествах. Встречаются не.

16 Июнь 2008

Только предметы, покрытые лаком,

Только предметы, покрытые лаком, пред назначавшиеся для по вседневного использо вания: чаши, тарелки, блюда или предметы для дамского туалетного столика. Лаком покрывали и военное снаряжение, например ножны или щиты. Встречаются и лакированные части повозок, лаком также отделывали гробы, разнообразную погребальную утварь. Кроме частных предприятий, на которых, вероятно, изготавливали модные лаковые изделия, в I—II веках существовали по крайней мере три мастерские, финансируемые правительством. Некоторые изделия вывозили за пределы страны, о чем свидетельствует стакан для вина, найденный в могиле ханьского колониста в Корее. На стакане обозначен год изготовления изделия (55 год), указано и название мастерской — Куан хань (она была расположена в современном Чэнду). Лаковые изделия можно разделить на несколько типов. Основную их часть составляли простые деревянные сосуды для повседневного употребления. Гораздо меньше было предметов роскоши, где лаковое покрытие наносилось на основу из пеньки. В некоторых случаях на деревянную основу накладывали материю, а сверху наносили слои лака. Каждый слой наносили после высыхания предыдущего, а иногда и разглаживания поверхности. Число слоев могло доходить до двадцати. Наложение последнего слоя требовало особого мастерства, потому что следовало создать совершенно гладкую поверхность и даже отполировать ее в случае необходимости. По надписям на изделиях можно составить список ремесленников, ответственных за различные процессы, связанные с грунтовкой, нанесением лака, золочением, раскрашиванием, гравированием.

14 Июнь 2008

Или полировкой. Не менее

Или полировкой. Не менее информативны и надписи, обнаруженные на других предметах, изготовленных на правительственных фабриках, где указаны имена чиновников, контролировавших деятельность изготовителей. Вначале для росписи изделий использовали только красную или черную краску, но к концу ханьского периода предметы из лака раскрашивали зеленым, желтым или голубым, золотым или серебряным цветами. Если кисть использовали для авторского рисунка, то для достижения точности и нанесения геометрических рисунков, скорее всего мастера, использовали механическое приспособление. Полагалось украшать поверхность не только гравированными иероглифами с китайскими изречениями или другими рисунками. Иногда накладывался слой из драгоценных или декоративных материалов, таких, как золото, серебро, бронза или панцирь черепахи. Сохранившиеся образцы тканей, текстильных и лаковых изделий говорят о высоком искусстве ханьских ремесленников, умении использовать технологические и художественные возможности материала. Необходимо также отметить, что большая часть продукции, предназначавшейся для массового употребления, оказывалась более низкого качества, чем та, о которой рассказывалось выше. В повседневной жизни ханьский крестьянин пользовался простыми предметами. Большая часть выпускавшейся на текстильных мануфактурах продукции или лаковые изделия не отличались высоким качеством. Скульпторы и художники, работавшие для богачей, производили продукцию более изысканную, чем горшечники, плотники или кожевники, изготавливающие бытовые предметы для простых людей. Но их изделия из глины, дерева или бамбука обеспечивали потребности тружеников Ханьской империи, это была именно та простая и необходимая.

12 Июнь 2008

Домашняя утварь, которую могли

Домашняя утварь, которую могли позволить себе ханьские крестьяне. Основной отраслью экономики ханьского Китая было сельское хозяйство. Большая часть населения была занята утомительным и иногда совершенно непроизводительным трудом на полях. Лишь с течением времени правительство начало поддерживать другие отрасли, связанные с повышением качества жизни как в роскошных дворцах, так и в домах простых людей. Около 100 года до н. э. правительство осознало значение минеральных ресурсов и необходимость их бережного и правильного распределения. Не осталось без внимания и быстрое обогащение нескольких семей на добыче соли или железа. Для руководства этими отраслями были созданы специальные государственные учреждения, которые должны были заниматься проблемой добычи и переработки ресурсов. В то же самое время похожие организации учреждались для управления процессом добычи и переработки древесины на западе или сбором фруктов в садах южной части страны. Чтобы обеспечивать императорский дворец всеми необходимыми предметами роскоши, постепенно построили специальные мастерские или фабрики. Работавшие там мастера золотых дел, художники, ювелиры, столяры и резчики по дереву, ткачи и создатели лаковых изделий производили все, что было необходимо для нужд двора. Развитие отмеченных нами производств подвергалось определенной критике, поскольку считалось, что для работы на них отвлекается множество людей, которых можно было бы занять в производстве действительно необходимых товаров. Так, около 45 года до н. э. Кун.



; . .